Поиск по этому блогу

четверг, 22 ноября 2012 г.

Списание (исключение) изданий

Исключение и списание изданий из библиотечного фонда является одним из наиболее жестко регламентируемых направлений учета. Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда  единственный документ в сфере учета библиотечного фонда, форма которого утверждена Минфином России и имеет код по ОКУД (0504144). Это означает, что форма обязательна в применении и все реквизиты документа должны строго соблюдаться.

В этом посте мы вынесли из комментариев к ранним постам ваши вопросы об исключении изданий и ответы на них.

Вопрос: Скажите, пожалуйста какую форму должен иметь акт на списание периодических изданий, которые находятся за балансом?

Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ: Мы имеем только одну форму Акта о списании исключенных объектов библиотечного фонда, утвержденную Минфином России (код 0504144). Следует использовать ее. Имеются какие-то сложности?

Вопрос: Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда имеет ряд позиций, которые не относятся к изданиям, находящимся за балансом (например, коэффициент переоценки), их просто игнорировать? Какую указывать причину списания периодических изданий? Раньше мы составляли список периодических изданий, исключаемых из фонда; директор утверждал, список направлялся в бухгалтерию.Такую схему использовать нельзя?

Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ: Цитата из журнала "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях" 2011, №№1,2
Счет 23 "Периодические издания для пользования". Необходимость установления особого порядка учета периодических изданий обусловлена общими изменениями правил учета основных средств, в частности объектов библиотечного фонда.

На счете 23 учитываются периодические издания (газеты, журналы и т.п.), приобретаемые учреждением для комплектации библиотечного фонда.

Периодические издания учитываются в условной оценке 1 руб. за 1 объект учета - номер журнала, годовой комплект газеты.

Инструкция по бюджетному учету не уточняет, с какой периодичностью должны оформляться записи по счету 23. По мнению автора, учету за балансом подлежат фактически поступившие журналы (независимо от того, на какой период времени произведена подписка), а газеты - только после формирования годового комплекта (подшивки или оформления иным образом).

Расходы учреждения, связанные с подпиской на периодические и справочные издания, в том числе для читальных залов библиотек, с учетом доставки подписных изданий, если она предусмотрена в договоре подписки, в системном бюджетном учете отражаются по дебету счета 040101226 - в составе расходов на прочие работы, услуги. В конце года осуществленные расходы списываются за счет источников финансирования. Таким образом, стоимость периодических изданий впоследствии отражается только за балансом.

Списание периодических изданий оформляется Актом о списании исключенной из библиотеки литературы (ф. 0504144). Причины списания определяются в соответствии с требованиями норм законодательства о библиотечном деле - ветхость, моральное старение и т.п.


Более конкретные ответы на вопросы:
1.В графе "коэффициент переоценки" можно поставить прочерк, но графу следует сохранить, поскольку она является элементом заполнения утвержденной формы учетного документа.
2.Причина списания может быть "морально устаревшие издания". Но лучше бы ввести в Профиль комплектования фонда позицию - срок хранения периодических изданий, и исключать их как "непрофильные (истечение срока хранения)"
3.Акт составлять надо. И поскольку есть официально утвержденная форма акта, то нужны серьезные обоснования для отказа от ее использования и для утверждения в Учетной политике учреждения другой формы. Хотя, по-видимому, это допустимо, следуя разъяснениям по использованию забалансового счета 23 в Приказе Минфина России №157н: "Выбытие периодических изданий по любым основаниям отражается на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного первичным учетным документом (Актом приема-передачи, Актом о списании, иным актом)".


Вопрос: Скажите, пожалуйста сколько хранятся в отделе комплектования акты на списания документов?

Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ: Сложно отвечать на вопросы и работать, когда одна инструкция устарела, а другая не утверждена.
Согласно «Инструкции об учете библиотечного фонда», принятой в 1998г., срок хранения актов о списании – «постоянно». В проекте «Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда» срок хранения данного акта сокращен до 10 лет. Разработчики документа ориентировались на «Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения», утвержденный Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 №558, в котором срок хранения первичных учетных документов, в т.ч. акта о списании определен в 5 лет. 
Вывод: пока следует придерживаться срока постоянного хранения акта, но в перспективе он будет, скорее всего, изменен.

Если какие-то вопросы о работе с актами на списание остались вам непонятны, давайте обсудим их в комментариях и попытаемся найти ответы на них вместе.

211 комментариев:

  1. Политехническая библиотека. москва.
    Зав. отделом комплектования Харитонова Людмила

    Библиотека подписывает журналы, которые потом направляются на постоянное и длительное хранение в основной фонд. Бухгалтерия их списывает. Как быть в этом случае?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ23 ноября 2012 г. в 17:31

      Людмила, я думаю, у Вас не совсем точная информация. Вас, по-видимому смущает, что журналы, на которые библиотека подписывается, учитываются в бухгалтерии не в основных средствах, а на забалансовом счете "23". Но это общепринятая практика, введенная Минфином России для упрощения бухгалтерского учета периодики, в том числе списания. Фактически же списание произойдет тогда, когда вы сочтете это необходимым и оформите данную процедуру Актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда (код 0504144).

      Удалить
  2. Планируется ли издание обновленной "Инструкции по хранению библиотечного фонда"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ23 ноября 2012 г. в 17:42

      По-видимому, Вас интересует обновление Инструкции по учету библиотечного фонда 1998 г. В одном из комментариев настоящего блога мы уже давали информацию об этом: проект новой Инструкции по учету библиотечного фонда трансформировался в проект "Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда", который неоднократно и долго обсуждался библиотечной общественностью, в настоящее время (с 19 октября с.г.) находится на рассмотрении в Минюсте России.

      Удалить
  3. Конаковская МЦБ Тверской обл.
    В пункте 4.1.3 Проекта Приказа написано, что в акте ( взамен утерянных документов) указывается фамилия, инициалы читателя...подписи читателя. Т.е., акт полностью повторяет разделы "Тетради учета книг, принятых от читателей взамен утерянных"? Как правило, такой акт составляется с определенной периодичностью; или по новому приказу мы в каждом случае утери книги должны составлять отдельный акт?

    ОтветитьУдалить
  4. Эта процедура обсуждалась разработчиками проекта Порядка, и было решено, что можно отказаться от обязательного ведения "Тетради учета книг, принятых от читателей взамен утерянных" и ограничиться актами, которые должны стать первичными учетными документами в бухгалтерском учете. Эти акты сохраняются в течение определенного времени. Разве это не удобнее, чем дважды обращаться к оформлению одного и того же факта?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за ответ, но я не представляю, как это должно осуществляться на практике. Выходит, что на момент замены утерянной книги у нас уже должен быть готов акт о списании утерянной книги и ее замене, чтобы читатель сразу в нем расписался?

      Удалить
  5. Всё нормально. Все записи делаются при читателе в заранее заготовленную форму, а затем (по мере накопления) заполняется "шапка" акта. Насколько это проще-надо пробовать. Встают вопросы: что остаётся в библиотеке - копии этих листов? Можно сделать форму, заполнять в электронном виде, вывести на печать, взять подпись. Эти листы нумеровать и соединять. Вот как то так. Сейчас у нас очень осложнилось списание утерянных изданий. Сложнее в смысле бумаг больше, может это будет проще.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мы тоже склоняемся к такой схеме- заготовить в электронном виде,при читателе распечатать, чтобы он подписал.Но еще пока на практике не пробовали.

      Удалить
  6. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ26 декабря 2012 г. в 11:48

    Действительно, надо найти удобный вариант в рамках общего правила. Скажите, пожалуйста, а почему возникает необходимость накапливать книги для оформления их приема? Так часто бывает замена утрат?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Необходимость накапливания диктуется именно составлением актов- не составлять же на каждую утерю отдельный акт, а если каждую из них сразу ставить на индивидуальный учет, а потом составлять сводный акт, то нарушается порядок регистрационных номеров (ведь есть и другие поступления) , поэтому мы составляем такие акты с периодичностью ( раз в квартал и т.п).

      Удалить
  7. Пункт 5.1.1. Проекта Порядка учета: Исключение документов по причинам устарелости по содержанию, непрофильности (малоспрашиваемые), а также по причинам ветхости и дефектности не допускается по отношению к единственным экземплярам документов постоянного (бессрочного) хранения.

    Вопрос – в соответствии с данным пунктом получается, что 2 и 3 экземпляры, поступившие в качестве местного обязательного экземпляра (субъекта РФ и муниципального образования), допускается списывать. Налицо противоречие с ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», в соответствии с которым получатели ОЭ обязаны сохранить то количество единиц , которое и получили в рамках обязательного экземпляра.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, вопрос довольно сложный. Все знают, что согласно действующему законодательству издания, поступающие в составе обязательных экземпляров, должны храниться постоянно. Формально следовать этому закону было бы проще всего. Но жесткие реалии существования библиотек заставляют часто искать пути выживания, вырабатывать рациональные подходы к исполнению закона. И сегодня есть библиотеки, которые ведут и первичный, и вторичный отбор обязательных экземпляров, поскольку в составе обязательных экземпляров, как мы видим, в массовом порядке поступают переиздания, рекламные издания сиюминутного значения, издания, впоследствии перекрываемые кумуляцией и т.п., т.е. издания, не несущие в себе новой информации. Возможны и другие вынужденные ситуации сокращения экземплярности издания по прошествии определенного времени. Но данная ситуация должна быть подконтрольна, в связи с чем и появился п. 5.1.1 в проекте «Порядка учета документов …».

      Удалить
  8. Котельникова Ольга ивановна7 февраля 2013 г. в 10:48

    Астраханская областная научная библиотека. Зав. отд. формирования информационных ресурсов Котельникова Ольга Ивановна.

    Централизованная бухгалтерия отказывается списывать документы по причине : недостача (по неустановленной причине), ссылаясь на то, что в Базе указана только одна причина (ветхость).
    Существует Постановление Агенства по управлению госимуществом Астраханской области от 15.01.2012 №2 "Об утверждении Положения о порядке списания государственного имущества Астраханской области", где списываются основные средства по одной причине физического износа

    Насколько правомерен отказ? Как работать дальше?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Ивановна, я направила Ваш вопрос в Министерство культуры РФ для консультации с гл. бухгалтером. Подождем, что нам посоветуют. Вообще-то Ваш вопрос затрагивает сферу, которую мы всегда пытались каким-то образом обойти - это регистрация библиотечного фонда в Росимуществе и вытекающие из этого обстоятельства проблемы. Но когда-то надо их решать...

      Удалить
    2. К сожалению Минкультуры России в этом вопросе Вам помочь не сможет - у нас нет полномочий комментировать нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации. Исходя из собсвенного опыта рекомендуем обратиться за разъяснениями по возникшему вопросу в Агенство по управлению госимущества Астраханской области.
      Светлана Аленькова Минкультуры России

      Удалить
    3. Ольга Ивановна, действительно есть серьезный повод обратиться в Агентство, поскольку их Постановление противоречит Приказу Минфина России от 15.12.2010 №173н. Приказом утверждена специальная форма "Акта о списании исключенных объектов библиотечного фонда", исходя именно из особенностей такого имущества, как библиотечный фонд.

      Удалить
  9. Кировская область, библиотека для детей и юношества.

    Подскажите пожалуйста, подлежат удалению карточки списанных изданий из нумерационного каталога, котрый у нас называется топографическим, и можно ли их уничтожить или необходимо хранить? Если хранить, то как: отдельно или просто делать отметку о списании и оставлять на месте?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уточните, пожалуйста, что представляет собой нумерационный каталог. Какие издания он отражает? В соответствии с какими номерами он организован? Какая у вас расстановка фонда? Если он отражает расстановочный шифр и является для вас учетным документом - это одна ситуация и одни решения. Но возможны и другие варианты. Может быть, у вас порядковая расстановка фонда, и каталог организован по номерам поступления изданий? При этом у вас ведется инвентарная книга на фонд? В общем, чтобы принять решение, надо бы точнее определить место этого каталога в системе учета фонда.

      Удалить
    2. День добрый! Ситуация следующая: инвентарная книга на фонд ведется. Расстановка фонда систематическая.Топографический каталог учетным не является и организован следующим образом: структурное подразделение библиотеки ведет ТК на свою часть фонда, карточки в котором расставлены в порядке инвентарных номеров. ТК всех отделов библиотеки образуют сводный ТК библиотеки.

      Удалить
    3. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ14 февраля 2013 г. в 17:33

      Ситуация, по-видимому, следующая. Вы,наверное, ведете служебный каталог, который используется в целях упрощения проверки фонда. В таком случае он действительно должен быть топографическим, но топографический каталог предполагает расстановку карточек в порядке шифров (в вашем случае в порядке классификационных индексов)- для сверки фонда с каталогом и последующей отметки в инвентарной книге. Если это так, то карточки на списанные издания (после отметки в инвентарной книге)не нужны. Можно их удалять или ставить отдельно - на Ваше усмотрение. Топографический каталог должен отражать размещение книг на полке.

      Удалить
  10. Добрый вечер. Помогите, пожалуйста, в вопросе списания журналов и газет. По истечении какого времени их можно списать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ21 февраля 2013 г. в 09:47

      Если у вас журналы и газеты не входят в состав обязательных экземпляров и не относятся к категории книжных памятников, сроки их хранения определяются библиотекой и утверждаются в нормативном документе (Положение о фондах, Профиль комплектования фондов и т.п.). Сроки их хранения устанавливаются в зависимости от цели их приобретения и востребованности.

      Удалить
  11. Добрый день! Подскажите, чем руководствоваться при списании документов ДСП (для служебного пользования), как снять этот гриф?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ30 мая 2013 г. в 15:45

      К сожалению, приходится констатировать что имеющиеся нормативные документы по работе с ДСП не решают наших проблем. Можете посмотреть документ Главгосэкспертизы России "Инструкция о порядке обращения с документированной служебной информацией ограниченного распространения в организациях, учреждениях, предприятиях и т.д." 2000 г. или аналогичный документ 1994 г., но они "не работают" на библиотечные фонды.
      Поэтому некоторые библиотеки, которые решаются производить процедуры по снятию грифа "ДСП" с изданий тридцатилетней и более давности лет, создают специальные комиссии, которые просматривают издания и оформляют акт, который утверждается руководителем библиотеки. Списание этой категории изданий производится по причинам, установленным в библиотечной практике, с последующим уничтожением, на что составляется тоже акт.

      Удалить
  12. Доброе утро. Меня интересует п. 5.14., тот аспект, что количество выбывающих документов не должно превышать количества вновь поступающих документов. Ведь на практике в условиях крайне недостаточного количества поступлений, это приведет к искусственному сдерживанию выбытия литературы, которую по всем нормам необходимо исключать из фонда. В последние годы у нас существует устойчивая тенденция: списание намного больше по количеству, чем поступления.Как быть в этом случае?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ3 сентября 2013 г. в 12:56

      Добрый день. Это проблема комплектования фонда, а не учета. Данный критерий специально введен для контроля за сохранением библиотечного фонда как ОЦДИ. Может быть, вы не учитываете поступления в электронной форме?

      Удалить
    2. Учитываем, но к сожалению таких поступлений в нашей системе очень мало и в основном это электронные документы на съемных носителях. Впрочем, это касается вообще всех новых новых поступлений, их количество даже близко не соответствует рекомендуемым нормативам. В итоге мы имеем в фонде огромное количество морально устаревшей, дублетной литературы, которая в советское время поступала как следует, и которую сейчас по всем нормам нужно списывать, т.к. она совершенно не пользуется спросом (не выдается в течение 20 и более лет).

      Удалить
    3. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ9 сентября 2013 г. в 13:00

      Конечно, это проблема комплектования. Но поскольку Порядком учета введен такой контрольный показатель, вам надо согласовать списание с учредителем. Только учредитель может дать вам разрешение списать большой массив литературы на основе объективных обстоятельств, изложенных вами в адресованном ему обращении. Может, в результате учредитель осознает проблему комплектования библиотечного фонда!?

      Удалить
    4. Увы. Есть подозрение, что учредителя вполне устраивают количественные показатели, но никак не качество фонда.

      Удалить
  13. Доброе время суток. Уважаемые коллеги, помогите пожалуйста. Бухгалтерия ведет суммарный учет поступлений-тов.накладная одной строкой, кол-во и средняя цена. Библиотека ведет инд. учет и каждый документ из т.накл. учитывается со своей ценой, которая не совпадает со средней. Списываются док-ы библиотекой так же, в результате сумма библиотеки и сумма бухгалтерии не совпадают. Как быть ?

    Заранее благодарна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ3 сентября 2013 г. в 16:36

      Добрый день. Не совсем понятна ваша процедура учета и возникновение средней цены. Уточняем - как должно быть. Библиотекарь фиксирует в Книге суммарного учета поступление партии изданий, указывая дату, номер товарной накладной, сколько поступило изданий и общую стоимость. Бухгалтер принимает к учету стоимость поступившей партии и зачисляет на определенный счет общую сумму стоимости изданий, рассчитывает амортизацию и т.д. При этом на отдельную карточку заносятся данные о дорогостоящем поступлении (если такое поступило) - издании стоимостью выше 40000 руб. Списывается опять-таки общая сумма стоимости изданий, включенных в один акт о списании. Поэтому суммы всегда должны совпадать.

      Удалить
  14. Здравствуйте, не могли бы вы ответить на такой вопрос.Надо провести списание в библиотеке ВУЗа многоэкземплярной литературы.К списанию представлено название книги. У нас часть экземпляров на руках. Как списывать только то количество, что на полке, или все название? Если так, то что делать с теми книгами, которые будут еще сдавать?
    Большое спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Александровна Шукшунова, зав. ЦМК НБ МГУ им. М.В.Ломоносова11 сентября 2013 г. в 16:07

      Списание многоэкземплярной литературы в библиотеке ВУЗа проводится только того количества, что стоит на полке. Часть экземпляров, представленного названия книги, находящаяся
      на руках, списывается другими актами, позже и возможно по другим причинам(ветхость,утеря и др.)

      Удалить
  15. Здравствуйте. Внедряем новую форму Акта на списание. Возник такой вопрос: можно ли добавлять к данной форме какие-либо элементы? Так, раньше мы на титульном листе помещали таблицу "Распределение исключаемых документов по виду и содержанию", сведения из которой необходимы для заполнения КСУ. Можно ли оставить ее в новой форме Акта? И еще: в "Списке на исключение объектов библиотечного фонда" в какой графе предполагается указывать шифр ББК? Предполагаю, что в "наименовании документа и его основных характеристиках"? Не очень удобно при подсчете документов по отраслям знания. Можно ли выделить графу с шифром отдельно?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ10 сентября 2013 г. в 18:48

      Добавить элементы к унифицированной форме акта, дополнительную графу к Списку можно, но это надо утвердить приказом по библиотеке. Нельзя удалять реквизиты из унифицированной формы.

      Удалить
  16. В акте на исключение взамен утерянных мы пишем стоимость книги пример 1руб. взамен на новую ставим стоимость рыночную например 200 это правильно, к старым изданиям применяем коэффициент ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ26 сентября 2013 г. в 18:37

      Утерянную книгу вы должны списать актом о списании по причине утраты. При этом в акте вы указываете стоимость книги, которая образуется из первоначальной стоимости книги с переоценочным коэффициентом. Книгу взамен утерянной вы должны принять по той же стоимости (с учетом коэффициента).

      Удалить
  17. Когда взамен утерянной принесли книгу по рыночной стоимости но я ее должна принять как старую за 1 руб. и плюс коэффициент, правильно я поняла

    ОтветитьУдалить
  18. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ27 сентября 2013 г. в 10:02

    Книга от читателя взамен утерянной принимается по стоимости утраченной, независимо от ее рыночной стоимости. Но не совсем понятно, почему у вас книга стоит 1 руб?

    ОтветитьУдалить
  19. Раньше книги столько и стоили , а сколько теперь должна стоить старая книга,объясните пожалуйста.Напишите пример чтобы мне было понятно. Старая цена +коэффициент и новая книга.Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ7 октября 2013 г. в 14:11

      Предлагаю Вам дать нам конкретные сведения по книге, о которой идет речь: автор, название, год издания и год поступления в библиотеку. Попробуем вместе сделать расчеты.

      Удалить
    2. Допустим, утеряна такая книга: Калининград - Атлантика: фотоальбом - Калининград: Кн. ид-во,1970. - 82 с. - 1.00; поступила в библиотеку в 1980. Взамен принимается книга: Шпиленок, И. Мои камчатские соседи. 370 дней в Кроноцком заповеднике. Фотокнига. - М.: Самокат, 2013. - 192 с.

      Удалить
    3. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ5 ноября 2013 г. в 14:16

      Извините, я ввела Вас в заблуждение и вынуждена внести поправки. Первый ответ был сформулирован на основе разъяснений С.В.Сивец (Минфин России), представленном на совещании руководителей федеральных и региональных библиотек в 2008 г. и опубликованном в сборнике "Библиотеки в правовом пространстве: Материалы совещания ..." -М.: Пашков дом, 2009. Процедура логична и проста но, к сожалению, не подкреплена нормативными документами, поэтому следует руководствоваться рекомендациями специалистов в бухгалтерском учете, например, ж-л "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение" 2013, №7. Согласно данным рекомендациям книга взамен утраченной принимается по рыночной стоимости.
      Что касается переоценки книг при списании, выявились тоже расхождения в консультациях. В связи с этим мы предполагаем открыть отдельные специальные посты по переоценке документов и возмещении ущерба - с комментарием специалистов в данной области.

      Удалить
  20. Здравствуйте. По какой причине согласно нового Порядка учёта можно списать книги, которые внесли в список экстремистских материалов?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ7 октября 2013 г. в 14:23

      Здравствуйте. Книги, внесенные в список экстремистских материалов, списываются по общим правилам (утрата, ветхость, дефектность, моральное устаревание, непрофильность), но без последующего перераспределения по другим организациям. Особенность их заключается только в ограничении использования - методические материалы по этому вопросу см. на сайте Исторической библиотеки..

      Удалить
  21. Доброго времени суток! Такой вопрос: среди причин списания литературы раньше была такая графа "по неизвестным причинам", суммарное списание документов не должно превышать 0,2% от общего количества поступлений за год. После принятия нового закона ничего не могу об этом найти. Такая причина для списания еще существует? Какой у нее теперь коэффициент? Если же ее теперь нет, то какую причину можно указать вместо нее?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ7 октября 2013 г. в 15:04

      Добрый день! Ссылки, которые Вы приводите, могли быть только в каком-то региональном или ведомственном документе. В государственной Инструкции по учету фонда не указывался допустимый процент недостачи. В новом Порядке тоже указана лишь причина "утрата", по которой можно списывать издания (п.5.4, 5.5), и определено документальное оформление утрат. Бухгалтерия списывает стоимость утраченных изданий как убытки по недостачам (п.7.5). Но при этом вам необходимо разработать Порядок исключения документов из фонда вашей библиотеки и утвердить этот документ у учредителя. В этом документе вы и должны определить в каком случае вы будете считать издание отсутствующим по неустановленной причине и подлежащим списанию (например, после трех лет разыскания, после двух плановых проверок фонда и т.п.)

      Удалить
  22. Здравствуйте! Имеет ли право учредитель установить величину списания меньшую, чем закреплено в Порядке учета?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ28 октября 2013 г. в 17:22

      Здравствуйте! Но Порядок учета не устанавливает величину списания. В нем только указываются причины списания.

      Удалить
  23. В п.5.14 - "Количество выбывающих документов не должно превышать количество вновь поступающих". Нам устанавливают лишь 30 % от поступления.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ29 октября 2013 г. в 19:17

      Скажите, а библиотеку какого ведомства Вы представляете? И какую часть фонда или весь фонд вы отнести к особо ценному движимому имуществу?

      Удалить
    2. Нина Ивановна, Порядок учета - это все о нас. Мы муниципальное бюджетное учреждение централизованная библиотечная система. Единый библиотечный фонд, кроме периодики, отнесен учредителем, управлением культуры, к ОЦДИ.

      Удалить
    3. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ1 ноября 2013 г. в 15:53

      Подскажите, пожалуйста, в каком документе закреплено 30%.

      Удалить
    4. 30 % установлено в письме нашего учредителя управления культуры со ссылкой на согласование с краевым министерством культуры.

      Удалить
    5. 30 % от объема новых поступлений в 2013 г. в соответствующем письме нам разрешил списать учредитель - управление культуры, ссылаясь на согласование с вышестоящим министерством культуры. Вопрос о приложении к приказу Минфина тоже наш, т. к. в этом же письме от нас требуют согласования списания с комитетом по имуществу. Но, кажется, мы читаем документы внимательнее, чем учредители...

      Удалить
  24. Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, в каком нормативном документе прописано, что списание учебников и художественной литературы необходимо оформлять через Комитет по имуществу? А если учебники и художественная литература были пожертвованы в дар школе родителями, то как необходимо производить списание - через Комитет по имуществу?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я такого документа не знаю. "Порядок учета..." разрабатывался в соответствии с п.13 "Положения об особенностях списания федерального имущества", утв. Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 №834, согласно которому документы (бухгалтерские) направляются в Федеральное агентство по управлению гос. имуществом после завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании.

      Удалить
  25. Добрый день! В Приложении № 5 к Приказу Минфина № 173н в отношении библиотечных фондов сказано: "В случаях если законодательством Российской Федерации решение о списании имущества требует согласования с собственником имущества (с уполномоченным им органом власти), Акт (ф. 0504144) принимается к учету только при наличии указанного согласования". В каких же конкретных случаях законодательство требует подобное согласование?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Порядок учета..." прошел несколько юридических экспертиз, и как Вы можете видеть, в документе предусмотрено не согласование списания, а систематическое ежеквартальное информирование учредителя об изменениях в объеме и составе фонда, отнесенного к особо ценному движимому имуществу. Такое решение основывалось на том, что объектом бухгалтерского учета является библиотечный фонд в целом, а не отдельные документы. И пока мы списываем документы в меньшем объеме, чем объем поступлений, имеется гарантия того, что объект имущества сохраняется.

      Удалить
    2. Здравствуйте Нина Ивановна, для сведения хочу передать ответ нашего Министерства имущества на вопрос по согласованию актов на списание. Юристы внимательно изучили "Порядок учёта..." и пришли к следующему мнению. Акты на списание обязательно должны согласовываться с учредителями (у нас их два Минимущество и Комитет). Такой вывод был ими сделан на основе ГК РФ п. 3 ст. 298 "Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом". Порядок согласование списания закреплён и в постановлении Администрации Тверской области 443-па об утверждении порядка дачи согласия на списание государственного имущества закреплённого...на праве оперативного управления за государственными учреждениями. Поэтому акты на списание согласовываем.

      Удалить
    3. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ8 ноября 2013 г. в 10:26

      Добрый день! Спасибо за информацию и очень жаль, что документ не смог вам помочь. Что касается федерального имущества, мы руководствуемся, помимо ГК РФ, постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 №834. "Об особенностях списания федерального имущества", где сказано,что "После завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утвержденный акт о списании ...направляются организацией в месячный срок в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом..."

      Удалить
    4. Уважаемые коллеги Тверской области, скажите, пожалуйста, вы отнесли библиотечный фонд к ОЦДИ как "иное движимое имущество, без которого осуществление ...деятельности будет существенно затруднено" или как "имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке..."?

      Удалить
    5. Нина Ивановна, извините, но я не увидела в своё время вашего вопроса . Фонд отнесён к ОЦДИ, иное движимое имущество, без которого осуществление ...деятельности будет существенно затруднено.

      Удалить
  26. Здравствуйте! Применяемый коэффициент в 2007 году он только для документов принятых в 2007 году должен применятся или на лит-ру приобретенную ранние года тоже или для каждого года свой коэф. применения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ5 ноября 2013 г. в 14:28

      Мы предполагаем открыть отдельный пост по переоценке документов в данном блоге с комментариями специалистов, поскольку ответы консультантов разнятся.

      Удалить
  27. Здравствуйте! Уважаемые посетители сайта, не тратьте время на писанину, так как Н.Х не владеет достоверной информацией и конкретных ответов нет. Заходите в интернет все есть, и приказы и все, все, я уже просто задавала вопросы и реального ответа не получала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хочу уточнить, что данный блог создан для комментариев по "Порядку учета документов, входящих в состав библиотечного фонда" (2012 г.), поскольку пока отсутствуют соответствующие Методические указания. Данный Порядок учета не распространяется на бухгалтерский учет, поэтому вопросы, связанные с переоценкой библиотечного фонда, в т.ч. при возмещении ущерба, с взаимодействием с Росимуществом, требуют консультаций специалистов в данной области. Вопросы, оставшиеся на сегодня без ответов, не имеют однозначных решений - мнения специалистов расходятся. Когда выработается согласованное решение, появится ответ в блоге.

      Удалить
  28. По новому "Порядку..."наши библиотечные фонды автоматически стали ОЦДИ, или это относится к редким, ценным,.... изданиям?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ14 ноября 2013 г. в 16:29

      Добрый день! Отнесение библиотечного фонда к ОЦДИ регламентируется Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 №538 и ведомственными приказами. Согласно п.4в) данного постановления библиотеки, подведомственные Минкультуры, могут отнести библиотечный фонд к ОЦДИ как "имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке... ", поскольку мы можем руководствоваться Порядком учета... утвержденным Минкультуры. При этом каждая библиотека согласовывает с учредителем - весь фонд отнести к ОЦДИ или какую-то его часть. Порядок учета... распространяется на весь библиотечный фонд: ОЦДИ, иное движимое имущество и т.д.

      Удалить
  29. Добрый день ! По результатам инвентаризации недостача 141экз по какой причине их можно списать. Книги детские 80-годов. Можно ли списать по результатам инвентаризации как недостачу или нет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ19 ноября 2013 г. в 11:48

      Добрый день! Инвентаризация - процесс бухгалтерского учета и проходит по соответствующим правилам. Что касается отсутствующих в процессе проверки фонда документов при невозможности установления виновных лиц , "убытки по недостачам" списываются опять-таки по правилам бухгалтерского учета (п.7.5. Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда). Но этому должен предшествовать процесс разыскания отсутствующих изданий, поиск возможностей их восстановления, затем оформление Акта о списании исключенных объектов библиотечного фонда (код по ОКУД 0504144). Исключение (списание) книг, отсутствующих на месте по неустановленной причине, осуществляется по причине "утрата", к Акту прилагается список отсутствующих книг и пояснительная записка о мерах по предотвращению утрат и по разысканию, восстановлению отсутствующих изданий (п.5.4 "Порядка учета.документов, входящих в состав библиотечного фонда").

      Удалить
  30. Добрый день! Учебно-методическая и учебная литература каких годов может храниться в библиотечном фонде и стоять на стеллажах? Может ли на стеллажах стоять списанная литература?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Сроки хранения любых изданий в библиотечном фонде должны быть определены и утверждены в нормативных документах библиотеки (Положение о фонде, Профиль комплектования или Тематико-типологический план комплектования фонда). Списанная литература, согласно Порядку учета, сдается в макулатуру или передается в обменный фонд (с отражением на забалансовом счете бухгалтерского учета) для последующего перераспределения. Таким образом, во втором случае списанная литература может стоять на стеллажах в качестве обменного фонда.

      Удалить
  31. Добрый день!
    Не могли бы Вы мне помочь по следующему вопросу:
    Я получила высшее педагогическое образование, проработала заведующей библиотекой в воинской части 17 лет. При поступлении на работу в военную академию отдел кадров отказался принять меня на должность ведущего библиотекаря, мотивируя свой отказ тем, что заведующая библиотекой- это руководящая должность, поэтому я должна проработать библиотекарем 2й категории 3 года, получить 1ю категорию и еще через 3 года - ведущего.
    Правы ли они и каковы мои дальнейшие действия.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Извините, но Ваш вопрос вне нашей компетенции. Настоящий блог предназначен для обсуждения проблем по учету библиотечного фонда.

      Удалить
  32. Добрый день. Поправьте меня пожалуйста, если я ошибаюсь.Допустим переоценка была в 2003 и в 2007. Весь фонд надо покнижно умножить на некий коэффициент например в 2003, потом в 2007, соответственно в бух.учете сумма тоже увеличивается. Списывается книга по последней сумме после последней переоценки. Вопрос: зав.библиотекой берет стоимость книги 1980г, например 1р80к и перемножает на все (???) коэффициенты, которые были. Т.е. ни когда была переоценко и следовало переоценить книги, а таким вот образом. Я бухгалтер, списываю те суммы, на которые она дает мне акты, в итоге у меня остается например 7000 экз.на 30 000 руб. Но не может же средняя стоимость книги быть 4 рубля на сегодняшний день. Вот и возникает вопрос, как правильно, по каким суммам списывать старые книги. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день. Ваш запрос направлен для комментария специалисту Российской национальной библиотеки В.В.Шилову. Будем ждать ответа.

      Удалить
  33. Добрый день! Вновь возвращаюсь к вопросу о согласования списания с собственником имущества. Уже после вашего ответа и с вашими аргументами о том, что списывается лишь составляющая часть библиотечного фонда, получили разъяснение управления культуры, отсылающее к п 3. ст. 298 ГК РФ. По мнению учредителя, согласование необходимо. Это уже не вопрос, а просто сообщение о реальной попытке буквальному следованию новому "Порядка"...

    ОтветитьУдалить
  34. Добрый день, коллеги! Мы вузовская библиотека и у нас уже много лет остро стоит проблема со списанием литературы утерянной читателями. Бухгалтерия вуза отказывается принимать от нас акты на списание по причине "утрата" без соответствующих документов (справки из милиции, решения суда). За год у нас бывает более сотни замен и всем понятно что при таких масштабах требование бухгалтерии невыполнимо. Бухгалтерия предлагает нам оформлять внутренний (!!!) акт, состоящий из двух частей (по аналогии с тетрадью замены) И то при условии, что стоимость и количество экземпляров книг из обеих частей будет одинаковое. На возражения библиотеки, что на практике это условие трудновыполнимо, т.к.часто бывают случаи когда за одну дорогостоящую книгу от читателя принимается несколько книг менее ценных, но в сумме покрывающих нанесенный ущерб, бухгалтерия только разводит руками.
    Описанная ситуация не нова, многие с ней сталкивались и решили проблему. Поделитесь опытом, пожалуйста!
    С уважением, зав. отделом комплектования Бровцина И.В.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Ваше письмо было направлено в Центральный методический кабинет НБ МГУ и получен ответ. Но в связи с его большим объемом мы просим Вас обратиться непосредственно к авторам ответа по адресу cmc@nbmgu.ru. Можно только добавить, что справки из милиции и решение суда запрашиваются в том случае, когда заведено уголовное дело по факту кражи или хищения.

      Удалить
  35. Здравствуйте. У меня такой вопрос. Инструкция 1998 года одним из своих приложений имела Акт приема-передачи книг из одной библиотеки в другую. Новый порядок имеет отсылку только на Акт списания по единой унифицированной форме.Теперь необходимо в случае передачи составлять два Акта: на выбытие в одной библиотеке и прием документов в другой? Я правильно понимаю? И еще Акты на прием документов теперь по какой форме составлять раз Инструкция 1998 года отменена, а Новый порядок регламентирует только Акт приема документов принимаемых взамен утерянных?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уточните, пожалуйста, из какого фонда предполагается передача: из обменного фонда? из библиотечного фонда -ОЦДИ? из библиотечного фонда - иного движимого имущества?

      Удалить
    2. Предполагается передача из библиотечного фонда - ОЦДИ.

      Удалить
    3. Сначала вы списываете издания по причине непрофильности: оформляете Акт о списании установленной формы, утверждаете его по согласованию с учредителем или без согласования (по правилам вашего ведомства или региона). И только после утверждения Акта о списании вы оформляете передачу -Договором пожертвования или Актом о безвозмездной передаче по согласованию с партнером. Этот документ передачи и станет первичным учетным документом для библиотеки-получателя.

      Удалить
    4. Спасибо! А где можно найти форму Акта о безвозмездной передаче?

      Удалить
    5. И еще вопрос: если книги передаются из одного филиала ЦБС в другой, то согласно Акту на списание документы должны быть исключены из учетных документов. Как же тогда избежать двойного учета книг? Раньше мы передавали их под прежними инвентарными номерами (в учетных документах согласно только меняли номер филиала).

      Удалить
    6. Готовую форму акта, подходящую под данный случай, Вы можете не найти. Мы, например, разработали свою форму согласно общим правилам составления документа. Что необходимо указать в этом документе: название вашего учреждения, подразделения, которое передает книги, обязательно указать, что это издания, исключенные из фонда по причине непрофильности, передаются кому в каком количестве, основанием передачи должен быть письменный запрос (указать реквизиты письма), указать, что издания передаются представителю организации по доверенности ,,,,,,,. Акт подписывается двумя сторонами:сдал, принял. У принимающего лица указываются паспортные данные. Акт утверждается директором библиотеки и заверяется печатью. Возможно, ваши юристы или бухгалтеры подскажут какой-нибудь другой вариант.

      По второму вопросу - я, к сожалению, плохо знаю организацию работы ЦБС. Должны подсказать методисты - прежняя система может быть сохранена, если у филиалов есть общий учет фонда (бухгалтерский, внутрибиблиотечный) и передача осуществляется по Накладной на внутреннее перемещение, а не по Акту о списании.

      Удалить
  36. Добрый день! Если библиотечный фонд не является ОЦДИ, то п. 5.14 на него не распространяется и количество выбывающих документов может превышать количество вновь поступающих?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Да, Вы правы. П.5.14 распространяется только на ОЦДИ в целях контроля за его сохранением как имущественного объекта.

      Удалить
  37. Добрый день! Подскажите пожалуйста, при выбытии документа по причине утраты (книга похищена неизвестными с открытого доступа), как заполнять в Акте списания 2 страницу "Направление выбытия документа"? Оставить ее пустой? Или вместо нее приложить пояснительную записку?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Утрата в таблице "Направление выбытия документов" не отражается. Да, таблица остается пустой. А пояснительная записка к акту должна обязательно прилагаться - независимо от таблицы.

      Удалить
    2. Здравствуйте. Очень полезный блог, узнала много нового. Кстати, раньше при списании по причине утраты мы ничего к Акту не прикладывали (обычно это списание не более 20 экземпляров документов). Поискала в Интернете, не нашла никакого образца такой записки. Она пишется в свободной форме?

      Удалить
    3. Добрый день! Посмотрите, пожалуйста, ответ на вопрос от 10 февраля.

      Удалить
  38. Добрый день! Подскажите пожалуйста ка можно списать аудиовизуальные документы (грампластинки). Если по причине дефектность, то как и кто должен это определить?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Дефектность аудидиовизуального документа, как и книги, определяет библиотекарь. В Акте о списании можно пояснить какой конкретно вид дефектности (деформация, искажение звука и т.п.). Сложнее далее - в пункт вторсырья вы пластинку не сдадите, поэтому вам надо будет делать Акт об уничтожении.

      Удалить
    2. Спасибо! Подскажите форму Акта об уничтожении и по каким еще причинам можно списать аудиовизуальные документы.

      Удалить
    3. Аудиовизуальные документы списываются по общим правилам исключения документов из библиотечного фонда (ветхие, дефектные, морально устаревшие, непрофильные, утраченные). Акт об уничтожении произвольной формы -посмотрите возможные образцы в Интернете.

      Удалить
    4. Спасибо!

      Удалить
  39. Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно учитывать периодические издания по новым правилам по регистрационным номерам? Индивидуальный регистрационный номер должен присваиваться каждому номеру журнала индивидуально? У нас все библиотеки-филиалы ведут у себя в карточном виде картотеку периодики. В электронном виде информацию не заносят. Мы должны сами формировать номера на издания и прописывать их на каждом номере приходящего издания и в картотеке? Например, первые буквы заглавия, год, номер журнала и номер структуры - журнал "Вокруг света, номер 1 за 2014 в 11 филиале: Вокрсв/2014/1/11. Допустим ли такой вариант и как потом списывать периодику? Очень прошу помощи по данному вопросу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга! Скажите, пожалуйста, а можно заменить первые буквы заглавия журнала очередным номером его записи в картотеке? И в чем вы видите сложности списания?

      Удалить
  40. Добрый день! Мне не совсем понятна технология номера записи журнала в картотеке. Раньше в картотеке писали просто номер приходящего журнала по порядку (номер 1, 2,3...), то есть регистрировали по номерам. Все
    то писалось на одной карточке на одно заглавие журнала, при необходимости заводилась новая карточка - продолжение. Сейчас по новому порядку учета мы должны присваивать регистрационные номера на каждый номер журнала в картотеке и прописывать на самом журнале. Может ли сам номер журнала быть регистрационным? Но тогда он будут повторяться из года в год и не будет уникальным. Мне не совсем понятно, что может служить регистрационным номером на периодику. Как поступить лучше всего в данном случае? По списанию, если на изданиях будут регистрационные номера, получается нужно использовать такую же технологию, как с книгами. А периодика у нас является изданиями временного хранения.

    ОтветитьУдалить
  41. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  42. Нина Ивановна, я консультировалась по поводу регистрационных номеров на периодику с областной научной библиотекой у нас в городе. У них регистрационным номером каждого журнала является штрих-код. У нас же штрихкодирование в филиалах не ведется. И периодика сосредоточена по филиалам по разным адресам, в отличие от областных библиотек. Может ли быть регистрационным сам номер журнала? Но он тогда не будет являться уникальным (из года в год один и тот же номер как на издание, так и по нашим структурам).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга! Когда мы говорили о самой простой регистрации журналов, одним из вариантов и предлагалось за основу взять номер журнала из картотеки, т.е. фактически номер названия журнала, далее добавить год и номер журнала. Действительно два элемента в рег. номере будут повторяться, но обозначение года будет уникально. Что-то не так? А что касается списания, журналы списываются таким же актом, что и книги - по форме, утвержденной Минфином России.

      Удалить
  43. Нина Ивановна, я правильно поняла, что если пришел, например, журнал "Вокруг света", номер 1 за 2014 год, то мы можем пронумеровать в картотеке за определенный год (за 2014 например) по порядку все карточки с названиями журналов, тогда журнал "Вокруг света" номер 1 будет, допустим, четырнадцатым по порядку, значит, пишем: 14/2014/1 ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Ольга! Да, я имела в виду такой подход, только при этом я предполагала, что номера названий журналов не начинаются каждый год, а продолжаются, т.е номер 14 у журнала "Вокруг света" сохранится и на 2015 и последующие годы. Такая система Вас бы устроила?

      Удалить
  44. Нина Ивановна, да, только порядковый номер данного журнала в каждом структурном подразделении, которое выписывает данный журнал, будет свой. Нина Ивановна, а как быть с теми журналами, которые будут появляться в картотеке вновь в последующее время, ведь они будут вливаться в картотеку периодики по алфавиту названий. Значит, нарушится нумерация порядковых номеров. Как быть в этом случае?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ7 февраля 2014 г. в 19:06

      Добрый день, Ольга! По-моему, мы что-то усложняем. По сути остаются те же регистрационные картотеки, которые вы ведете сейчас, где контролируется приход каждого номера журнала. Это главное. Предложено только добавить номер названию журнала и проставить его в картотеке (например, перед названием журнала) и на издании. Два других элемента: год издания и номер журнала - присоединяются к рег. номеру "по умолчанию", т.е три элемента рег. номера будут записаны не в одной строке, а рег. номер будет читаться комбинацией цифр, указанных в разных местах на карточке. На журнале можно указать рег. № 14/2014/1, но если обозначение года и номера легко читаются, можно тоже ограничиться простановкой только номера названия журнала. Что касается присвоения номеров новым названиям журналов, вам надо ввести удобную в вашей технологии форму учета этих номеров,например, журнал регистрации названий журналов или регистрационный список названий журналов (насколько я понимаю, у вас не автоматизирован процесс обработки). Можно добавить в рег. номер и номер вашего филиала,

      Удалить
  45. Добрый день!
    Подскажите,пожалуйста, есть ли нормы или ограничения: на какую сумму должен быть список к акту на списание литературы по ветхости или другой причине, который утверждает директор библиотеки. Поясняю: раньше акт на списание (книги в акте до 1991 г), который утверждал директор библиотеки, не должен был превышать сумму 500 руб., свыше 500 руб. можно было списать только с разрешения управления культуры. Объясните. Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! На государственном уровне таких нормативов нет. Более того, с принятием ФЗ 83 и последующих нормативных актов в библиотеках (автономных и бюджетных учреждениях) согласование и утверждение списания литературы производится в соответствии со статусом библиотечного фонда :особо ценное или иное движимое имущество.

      Удалить
  46. Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, пояснительная записка к Акту на списание по причине утраты пишется в свободной форме или она тоже как-то регламентирована? Поискала в Интернете, не нашла никакого образца такой записки.Раньше при списании по причине утраты мы ничего к Акту не прикладывали (если списание по этой причине было незначительным по объему).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Пояснительная записка составляется в свободной форме. Вы должны объяснить причину утрат либо указать, что издания отсутствуют на месте по неустановленной причине; какие меры были приняты вами по разысканию отсутствующих изданий и (или) восстановлению утрат.

      Удалить
  47. Добрый день! Подскажите, пожалуйста, возможно ли с точки зрения законодательства создание в вузе отдельной ("специализированной") комиссии по списанию библиотечного фонда и приему изданий в фонд библиотеки в форме пожертовования под председательством лица, возглавляющего уже существующую в вузе комиссию по списанию имущества? Или документы на списание любого движимого и недвижимого имущества подписываются только одной комиссией? Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Ваш вопрос передан методистам вашего ведомства.

      Удалить
    2. Здравствуйте!
      Списание движимого и недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении либо закрепленного на праве хозяйственного ведения регулируется следующими документами:
      1. Положение об особенностях списания федеративного имущества (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 834).
      Согласно пп. 5, 7 Положения « в целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества организацией создается постоянно действующая комиссия». Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя организации.
      2. Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утв. Приказом Минфина России от 01 декабря 2010 г. № 157н).
      В соответствии с п. 34 Инструкции принятие к учету, а также выбытие основных средств осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов.
      Оформленный комиссией акт о списании утверждается руководителем организации (вуза) самостоятельно.
      В случае, когда библиотечный фонд или его часть отнесены к особо ценному движимому имуществу, требуется согласование с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз.
      В высших учебных заведениях, имеющих разветвленную структуру факультетов, институтов, территориально удаленных филиалов и т.д., может быть создано несколько комиссий: центральная и в составе структурных подразделений.
      Создание комиссии по списанию объектов библиотечного фонда находится в компетенции ректора вуза. Так, в некоторых вузах функционируют комиссии по сохранности библиотечных фондов, в функции которых входит рассмотрение вопросов исключения документов из библиотечного фонда и подготовка соответствующего пакета документов.

      Главный библиотекарь ЦМК НБ МГУ Л.К.Шекова

      Удалить
  48. У меня несколько вопросов. Если списываются книги как устаревшие по содержанию, должно ли им быть больше 20 лет с момента ввода в эксплуатацию? Если есть книги, которые отсутствуют по неустановленным причинам, то можно ли их как-то списать или библиотекарь должен возместить ущерб? Возмещение ущерба какое? За старую книгу придется платить как за новую? И сумма выплачивается полностью сразу или вычитается из зарплаты?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Устаревание книги по содержанию не зависит напрямую от ее возраста. У вас, видимо, какие-то рекомендации? По поводу книг, отсутствующих по неустановленной причине. Вы являетесь материально ответственным лицом? Есть какие-то основания считать, что ущерб допущен по Вашей вине?

      Удалить
  49. И такой вопрос еще. Если стоит год постановки на учет допустим 2000, а книга реально 1952 года издания, ветхая, то ее уже не списать ранее 2020 года? И никак не могу добиться от бухгалтерии, почему нельзя списать книгу после 15 лет, ведь стоит диапазон 15-20 лет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уточните, пожалуйста, на основе каких рекомендаций вы относите издания к устаревшим по содержанию?

      Удалить
    2. Устаревшими я вляются воинские Уставы образца 1997 года. Я материально ответственное лицо, мат. ответственность полная. Ущерб по моей вине, скорее всего.

      Удалить
    3. И все-таки я советовала бы Вам обратиться с вопросом о возмещении ущерба на какой-нибудь правовой сайт к юристу. В библиотеке могут быть естественные убытки, существует понятие "издания, отсутствующие на месте по неустановленной причине"

      Удалить
  50. Раньше устаревшими считались такие Уставы, после издания которых выходили новые, с поправками и дополнениями. Но меня интересуют сроки. Сказано 15-20 лет, но бухгалтерия пропускает только после 20.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И все-таки, почему нельзя списать книгу после 15 лет? И после скольких лет можно списать устаревшую литературу? Не могу добиться от бухгалтера внятного ответа.

      Удалить
  51. И еще, как расплачиваться за недостачу? За книгу стоимостью к примеру 40 руб. (после переоценки) я буду платить как за новую или в десятикратном размере?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это зависит от правил, установленных в библиотеке, и от условий договора с Вами как с материально ответственным лицом.



      Удалить
  52. И еще такой вопрос...Если ошибочно была поставлена дата ввода в эксплуатацию книги, а фактически этот срок был раньше, то можно ли как-то это изменить в бухгалтерских документах и списать книгу?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Исправления в учетные документы вносятся. Испр вление должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Исправление должно быть учтено при списании.

      Удалить
  53. Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, насколько кратким можно сделать библиографическое описание в списке к Акту на списание. Достаточно ли будет делать описание по такой схеме: Заголовок описания. Основное заглавие.- Выходные данные. Поскольку списываемые книги обычно старые, то на них библиографическое описание ранее составлялось не по ныне действующему Госту и в учетном каталоге могут отсутствовать сведения об объеме, сведения, относящиеся к заглавию, сведения об ответственности, сведения об издании. А самих книг, если это списание по причине утраты, замены уже нет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, основного заглавия и выходных сведений достаточно.

      Удалить
  54. Добрый день, уважаемые коллеги! Вы забыли рекомендации Шилова В. по учету периодических изданий, где говорится, что аналогом инвентарного номера служит сам номер выпуска журнала в сочетании с годом издания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Правильно, с учетом номера или условного обозначения названия. Иначе инвентарный номер не будет идентификационным

      Удалить
    2. Добрый день! Номер журнала в сочетании с годом издания и
      № записи в регистре суммарного учета.

      Удалить
  55. Здравствуйте! Нашей библиотекой в приказном порядке получены книги, которые небыли переоценины. Вышестоящим начальством было обещано, что их сразу можно будет списать, не внося в свои инвентарные книги. Как это правильно сделать? Например 50 томов В.И.Ленина 1947- 1955 годов ,цена каждой в накладной -0,65. Можно ли их списать не внося в инвентарную книгу? Как их переоценивать, какой коэффициент -они 50-х годов, а поступили к нам в 1014г. Можно ли их переоценить при списании? Помогите разобраться!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В данной ситуации надо разбираться только с бухгалтером. Если у вас есть обменный фонд, который числится на забалансовом счете по 1 руб за единицу, то решение может быть попроще, а в остальных случаях надо смотреть условия передачи и искать соответствующие решения.

      Удалить
  56. Доброе утро! Подскажите пожалуйста, при списании по причине дефектности электронных изданий на съемных носителях (компакт-дисков), кто устанавливает дефектность изданий. Сами библиотекари или требуются дополнительно требуются справки, заключения экспертов?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Отношение к компакт-дискам должно быть таким же, как и к книгам, т.е. дефектность устанавливаем сами.

      Удалить
  57. Да, и еще. Каким образом утилизируются такие издания? Ведь нужно будет составить Акт об уничтожении?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Акт об уничтожении составить надо. Но как уничтожение провести... Устройства специальные для этого существуют, но приобретать библиотеке для данных целей нерентабельно. Придется самим подумать как осуществить данное мероприятие.

      Удалить
  58. Добрый день! Пусть мы, составим реестр журналов по алфавиту названий, пронумеруем, но когда будут приобретаться новые названия, тогда будет нарушена алфавитная расстановка в реестре.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поддерживаю коллегу. Пронумеровать журналы у нас не получается, так как подписка меняется даже не раз в год, а раз в полугодие, что-то добавляется, от чего-то вынуждены отказаться. Кроме того, одно и то же издание регистрируется в картотеках филиалов и, следовательно, также будут иметь разную нумерацию. Если вводить элементы названия, то как же тогда будет различаться идентификационный номер в разных комплектах для разных филиалов? Вообще не понятно, с какой целью новый "Порядок..." так усложнил учет периодических изданий, которые у нас все равно списываются по количеству с условной ценой в 1 руб для любого экземпляра.

      Удалить
    2. Какие варианты предлагаете вы? Сейчас готовятся комментарии к Порядку учета, есть возможность что-то подкорректировать.

      Удалить
  59. Почему нельзя списать книгу после 15 лет? Нужно ли ждать 15-20 лет, чтобы списать устаревшую литературу?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы должны иметь Порядок исключения изданий из библиотечного фонда, согласованный с учредителем. Уточните в этом документе свои подходы. Конечно, не все издания устаревают через 15-20 лет. Есть информационные издания, значимость которых теряется уже через 3-5 лет. Очень короткий срок актуальности у рекламных изданий и т.п.

      Удалить
    2. бухгалтер ссылается на ОКОФ и настаивает на сроке 20 лет, только после этого можно списать устаревшие книги.

      Удалить
    3. Бухгалтер ссылается на ОКОФ в связи с выделением амортизационных групп? А где там библиотечный фонд? Согласно Инструкции Минфина 157н "на объекты библиотечного фонда стоимостью до 40000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию", т. е. при включении издания в библиотечный фонд (до 40000 руб), оно сразу амортизируется на 100%. Но амортизация не имеет никакого отношения к исключению и списанию из библиотечного фонда. Что и когда исключать (списывать) из фонда регламентируется библиотечными документами: Положением о фонде, Профилем комплектования (Тематико-типологическим планом), Порядком исключения, - а не бухгалтерскими документами и правилами. В бухгалтерии должна учитываться только общая стоимость библиотечного фонда (одна карточка) и отдельные карточки на издания стоимостью свыше 40000 руб.


      Удалить
  60. Добрый день! Если нумеровать названия периодических изданий каждую подписную компанию. Тогда реестр можно выстраивать по алфавиту.

    ОтветитьУдалить
  61. Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно списать (по какой причине) журналы временного хранения (типа "Бурда") в библиотеке вуза. как непрофильные? И, поделитесь опытом, какое подразделение в библиотеке должно удалять из ЭК записи за предыдущие годы - отдел комплектования или периодика?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! В новом Порядке учета определена такая причина, как "непрофильность", которая получила очень широкое наполнение. Вам надо в своих регламентирующих документах зафиксировать какие журналы у вас хранятся в течение скольких лет, т.е. по окончании данного периода такие журналы могут быть списаны как непрофильные (окончание срока хранения).
      Что касается второго вопроса, он находится исключительно в компетенции вашей библиотеки - в зависимости от распределения функций и полномочий между подразделениями.

      Удалить
    2. Доброе утро! У меня такой вопрос: можно ли в этом случае списанные по окончанию срока хранения издания сдать в макулатуру или же причина непрофильности предполагает направление выбытия только передачу или реализацию?

      Удалить
    3. Добрый день! Причина непрофильности действительно предполагает передачу документов в обменный фонд для дальнейшего перераспределения (безвозмездной передачи или продажи). Если же у вас нет обменного фонда и вы вынуждены сдавать документы в макулатуру, вам необходимо это отразить в своем Порядке исключения документов из библиотечного фонда, который необходимо в соответствии с ФЗ "О библиотечном деле" согласовать с учредителем, и таким образом вы узаконите свои действия.

      Удалить
  62. Добрый день! подскажите пожалуйста, как библиотека должна уничтожить списанные книги и как составить акт на уничтожение, в интернете не нашла?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Посмотрите документы по делопроизводству, там должно быть.

      Удалить
  63. Добрый день! Каким образом списать фонд при ликвидации(закрытии) сельского филиала(формы акта)? Как оформить приема-передачу фонда из одного сельского филиала в другой по той же причине(закрытие одного из филиалов)?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Вопрос очень серьезный. Здесь формы актов должны рассматриваться в комплекте с другими документами по ликвидации филиала. Несколько уточняющих вопросов: фонд отнесен официально к особо ценному движимому имуществу библиотеки? Если не отнесен, то учредитель знает об этом? Есть какое-то распоряжение учредителя по закрытию филиала? С какой формулировкой?

      Удалить
    2. Спасибо!

      Удалить
    3. Добрый день! Книжный фонд не относится к особо ценному движимому имуществу библиотеки.Филиалы не закрываются их у нас забрали и передали в клубно -спортивный комплекс. По закрытию есть только постановление главы МР" О внесении изменений в постановление муниципального района"
      1.11. В структуру Учреждения входят функциональные отделы и сельские филиалы:
      1.11.1. Центральная библиотека, расположенная по адресу: г. Вуктыл, ул. Комсомоль-ская, д. 20.
      1.11.2. Детская библиотека с сохраненными функциями центральной библиотеки, рас-положенная по адресу: г. Вуктыл, ул. Комсомольская – 20;
      1.11.3. Дутовская библиотека – филиал № 1: 169575 РК, Вуктыльский район, с. Дуто-во;
      1.11.4. Лемтская библиотека – филиал № 2: 169577 РК, Вуктыльский район, п. Лемты;
      1.11.5. Шердинская библиотека – филиал № 3: 169573 РК, Вуктыльский район, п. Шердино;
      1.11.6. Лемтыбожская библиотека – филиал № 4: 169578 РК, Вуктыльский район, п. Лемтыбож;
      1.11.7. Подчерская библиотека – филиал № 5: 169585 РК, Вуктыльский район, с. Под-черье;
      1.11.8. Кыртинская библиотека – филиал № 6: 169584 РК, Вуктыльский район, п. Кыр-та;
      1.11.9. Усть-Соплеская библиотека – филиал № 7: 169582 РК, Вуктыльский район, п. Усть-Соплеск.
      1.12. В Учреждении могут создаваться иные отделы, деятельность которых отвечает требованиям настоящего Устава. Для обеспечения деятельности Учреждение вправе создавать другие филиалы и открывать представительства в установленном действующим законода-тельством порядке.
      1.13. Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, нормативно - правовыми актами Российской Федерации, Республики Коми , муниципальными правовыми актами, настоящим Уставом.
      После внесенных изменений в устав были исключены подпункты 1.11.6,1.11.8,1.11.9 пункта 1.11. Выделенные филиалы с 1 апреля не входят больше в нашу структуру. В целях оптимизации на базе клубно-спортивного комплекса создан вид клубно - досугового учреждения т.е. библиотеки перешли клубам,теперь работник такого учреждения будет выполнять и клубную и библиотечную работу на 0.5 ставки. речь идет о 3-х сельских филиалах.
      Проблема заключается в том, что руководство нового учреждения не хочет брать на баланс книжный фонд. каким образом нам списать книжный фонд 3-х филиалов и правильно ли это будет по закону?

      Удалить
    4. На подготовку ответа потребуются дополнительные консультации и время.

      Удалить
    5. Спасибо, будем ждать.

      Удалить
    6. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ14 мая 2014 г. в 17:20

      Возвращаясь вновь к Вашему вопросу, все-таки мы считаем, что в вашем случае не может идти речь об обычном списании. Произошла реорганизация учреждения, и должен быть приказ учредителя о передаче имущества или о его списании.

      Удалить
  64. Добрый день!

    Поделитесь, пожалуйста, опытом списания книг по замене в связи с новыми требованиями (пункт 4.1.3, пункт 5.4 приказа Минкультуры России от 08.10.2012 N 1077).

    1. Правильно ли я понимаю, что "акт о приеме документов взамен утерянных", о котором идёт речь в п.4.1.3, это первичный документ для поступивших по замене книг (как накладная или счёт для купленных)?
    2. В пункте 5.4. речь идёт о том, что к акту списания необходимо прикладывать документы, подтверждающие утрату.
    2.1. Что это за документ в случае замены? Ксерокопия "акта о приеме документов взамен утерянных", или его оригинал, как от нас сейчас требует бухгалтерия? или, может быть что-то другое?
    2.2. А в случае оплаты ущерба читателем?
    3. Правильно ли я понимаю, что тетрадь замены теперь не нужна?
    4. Возможно ли при замене принять одну книгу взамен нескольких утерянных, или наоборот, принять несколько книг взамен одной утерянной?
    5. Также интересует опыт автоматизации списания по утере.
    В АБИС есть вся информация о книгах, в подсистеме обслуживания есть данные кому какие экземпляры были выданы. Соответственно, отметив утерю книги в АБИС, библиотекарю для составления "акта о приеме документов взамен утерянных" всё равно придётся писать от руки реквизиты утерянной книги, и брать у читателя автограф. Также несколько смущает, что рукописная технология составления такого акта может привести к дополнительным ошибкам, и к несоответствию данным в АБИС.

    Усугубляет проблему тот факт, что мы являемся учебной и научно-технической библиотекой вуза, и объём списания по замене и оплате утерянных книг может доходить до нескольких тысяч экземпляров в год.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Порядок учета, утвержденный Министерством культуры РФ, распространяется на подведомственные Минкультуры библиотеки. Библиотеки ВУЗов имеют некоторые особенности, поэтому Вам лучше бы обратиться к вашим методистам в НБ МГУ Шековой Лидии Кирилловне cmc@nbmgu.ru. В Порядке учета Минкультуры предполагается следующее:
      1. Да, "акт о приеме документов взамен утерянных" рассматривается как первичный учетный документ.
      2.1. Это пояснительная записка руководителя подразделения. В ней могут быть указаны реквизиты акта о приеме взамен утраты, может быть приложена копия акта о приеме взамен утраты. Если производится одновременно списание и прием, возможен общий комплект документов: и акт о приеме, и акт о списании. Это зависит от того, какой порядок вы утвердите в библиотеке.
      2.2. В пояснительной записке, если возможно, указывается номер приходного ордера, подтверждающего получение денег.
      3. От ведения Тетради можно отказаться. Но если вам удобнее работать с ней, то можно на ее основе оформлять сводные акты о приеме и о списании. Прием оформлять комиссией. Но это опять-таки должно быть прописано в ваших инструктивных документах.
      4. Да возможно, поскольку необходимо получить соответствие стоимости для восстановления баланса.
      5. Это в рамках компетенции библиотеки.

      Удалить
    2. Огромное спасибо за ответы!

      Удалить
  65. Добрый день! Как правильно читатель или пользователь?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оба термина правильные, только пользователь более общее понятие.

      Удалить
    2. Спасибо!

      Удалить
  66. Добрый день.Подскажите пожалуйста сколько карточек составляется и для каких каталогов при поступлении партии книг в ЦБС?(имеется в виду отдел обработки и комплектования).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ10 апреля 2014 г. в 18:16

      Добрый день, Татьяна! К сожалению, этот вопрос не в моей компетенции. Возможно, кто-то сможет поделиться своим опытом.

      Удалить
  67. Добрый день. Подскажите пожалуйста, что имеется ввиду в Новом порядке под выражением "документы обработанные в библиотеке групповым (упрощенным) способом" в п. 5.3. Это документы поставленные на учет только по количеству?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ10 апреля 2014 г. в 18:57

      Добрый день! Согласно ГОСТ 7.76-96 "групповая библиотечная обработка" определяется как "Метод библиотечной обработки, при котором обрабатывается группа документов, однородных по содержанию, родственных по виду или другим признакам"

      Удалить
  68. Вопрос возник в связи с тем, что ранее из библиотеки предприятия в фонд филиала были приняты книги. При этом на учет в ЦБС они были поставлены только суммарно. (новые инвентарные номера им не присваивались). Можно ли отнести их к документам обработанным в библиотеке групповым (упрощенным) способом? И что тогда при их списании прикладывать к Акту?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ10 апреля 2014 г. в 18:40

      Нет, скорее всего, это не та категория изданий. К Акту вы можете приложить список изданий без указания рег. номеров.

      Удалить
  69. Здравствуйте. Хотелось бы узнать, как вносятся изменения в регистр суммарного учета (КСУ) при обнаружении ошибки многолетней давности?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ10 апреля 2014 г. в 18:52

      Добрый день! Если в КСУ действительно необходимо внести исправление, оно оформляется общепринятым порядком:исправление подтверждается подписью лица, производившего исправление. На полях напротив строки исправленной записи дается типовая оговорка: «Исправленному верить».

      Удалить
  70. Добрый день! Пожалуйста, скажите можно ли списанные книги в 2012 году (некоторыми книгами мы еще ими пользуемся, часть из них раздали студентам, преподавателям) вновь поставить на учет, а также на баланс в бухгалтерии? количество списанных достигает 18786 , а вернуть хотелось часть из них. (произошла ошибка при их списании в то время)

    ОтветитьУдалить
  71. Добрый день! "Норматив списания из фондов открытого доступа по неустановленным причинам (недостача) должен составлять не более 0,1 % от объёма книговыдачи" Будьте, добры поясните, что значит объём книговыдачи? Это сумма книговыдач за каждый год после последней сверке? Или Средняя книговыдача? Либо книговыдача за последний год?

    ОтветитьУдалить
  72. Ни не более 0,1, а не более 0,02 от общей книговыдачи за период предшествующий проверке, см. в Библиотека и закон.- 2000.- вып. 8.- с. 206.

    ОтветитьУдалить
  73. Добрый день! Можно ли списанные книги вновь поставить на учет библиотеки и на баланс бухгалтерии? из списанных 18786 книг какой -то частью все еще пользуются студенты.

    ОтветитьУдалить
  74. Добрый день, Нина! Ответьте пожалуйста на мой вопрос. Можно ли часть из списанных книг вновь поставить на учет библиотеки и на баланс бухгалтерии колледжа? из списанных 18786 книг какой -то частью студенты. все еще пользуются.

    ОтветитьУдалить
  75. Добрый день. Меня заинтересовал вопрос от 17 января 2014 г., 9:34 и Ваш ответ от 31 января 2014 г., 12:57 про учет поступлений книг взамен утерянных в вузовских библиотеках. Нельзя ли ознакомиться с полученным из НБ МГУ ответом? Я писала на их адрес, но они молчат.
    С уважением, Брисилина Наталья

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ12 мая 2014 г. в 19:26

      Добрый день, Наталья! Ответ занимает целую страницу, поэтому не могу разместить в блоге. Напишите мне на электронную почту (hahaleva@rsl.ru), я пришлю Вам ответ

      Удалить
  76. Добрый день! Почему вы не отвечаете на мои повторяющиеся вопросы за 18 апр., 23 апр., 24 апр. неужели вы не видите насколько для меня это важно знать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Хахалева, советник генерального директора РГБ12 мая 2014 г. в 18:58

      Добрый день! Извините, но я бываю в командировках и в отпуске, поэтому не всегда имею возможность видеть вопросы. К тому же Ваш вопрос не простой. Как исправить ошибку по списанию почти 19000 книг? Давайте попытаемся разобраться в процедуре списания.
      1. Вы оформили акты о списании - по какой причине?
      2. Какое направление выбытия вы указали в актах?
      3. Бухгалтерия должна была снять с баланса стоимость книг только после предъявления вами документов, подтверждающих выбытие книг, т.е. договор с организацией по переработке вторсырья, акт об утилизации и т.п.
      Возможно, у вас процедура не доведена вообще до конца, и тогда надо будет всего лишь восстановить книги в фонде.
      Уточните, пожалуйста, данные.
      Кстати, через четыре дня я вновь буду в командировке.

      Удалить
    2. Добрый Нина! Спасибо, что ответили мне. Эти книги списали по ветхости и по содержанию (некоторыми книгами еще пользуются студенты). и бухгалтерия сняла с баланса их по акту о списании по ветхости и содержанию. Но, мне нужно определенную часть из них восстановить, возможно ли это сделать? и как их затем поставить на учет в библ. Потому как произошла смена руководства колледжа, и мне сказали остаток книг (в библиотеке провели акцию списанных книг) поставить на внутренний учет. а как это делается? Заранее благодарю. Буду ждать ответа!

      Удалить
  77. Как все-таки учитывать периодические издания?

    ОтветитьУдалить
  78. Подскажите, при списании формируется комиссия, обязательно ли в нее включать специалиста из Минпрома? Что для этого надо сделать? (это для областной библиотеки). Нам пришла памятка по проведению списания, и этот пункт указан первым. Все так делают? Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  79. Файруза Мусина12 марта 2015 г. в 14:23

    Уважаемая Нина Ивановна!
    Проконсультируйте, пожалуйста, по пунктам 5.7.2 и 5.8. "Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда".
    По 5.7.2 - у нас отсутствуют площади для содержания ОРФ. Можно ли утилизировать документы, списанные по причинам "непрофильность" и "устаревшая по содержанию"?
    По пункту 5.8. Можем ли мы принять свое решению о месте хранения вторых экземпляров Актов. У нас в ЦБС существует "досистемный" и "системный" учет. Через ОКиОЛ ведется учет "системный", начиная с 1978 г. Площадь ОКиОЛ очень маленькая, места для хранения Актов нет. До нынешнего года все акты хранились в библиотеках-филиалах. Можно ли дальше продолжить эту практику?

    ОтветитьУдалить
  80. Уважаемая Нина Ивановна!
    Может ли читальный зал областной научной библиотеки списать брошюры?

    ОтветитьУдалить
  81. подскажите пожалуйста, при переходе в иное государство,нужно ли заводить новые книги учета библиотечных фондов?

    ОтветитьУдалить
  82. Здравствуйте, Нина Ивановна. Скажите, пожалуйста, обязан ли отдел комплектования составлять акт на списание литературы, если это не предусмотрено положением об отделе комплектования и должностными инструкциями сотрудников? Шабаева Алина Камилевна, зав. ОКиО, г. Ужур, Красноярский край.

    ОтветитьУдалить
  83. Добрый день.Меня зовут Галина.
    Сколько книг необходимо ежегодно исключать из фонда библиотеки, и по причине ветхости? На основании чего это делается? Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  84. Здравствуйте!
    Подскажите пожалуйста как отразить поступление книг принятых по акту утеря-замена? учет ведется по годам (то есть на каждый год своя инв. карточка) по акту поступили книги разных годов есть 2002,2003 и т.д.
    мне нужно вносить как исправление книги по годам или не смотря на разные года отражать поступление в текущем году

    ОтветитьУдалить
  85. сколько лет эксплуатируется художественная литература?

    ОтветитьУдалить
  86. утеряна спец. литература 25-ти летней давности. При получении обходного листа узнаю о замене. Равнозначные принимать не желают "Песни для октябрят", "Песенник октябрёнка" и др. Эти книги морально устарели, но взамен утерянных требуют новые современные. Что по этому поводу можно узнать?

    ОтветитьУдалить
  87. Здравствуйте! Подскажите, как списать книги, которые были выданы читателям, но не возвращены назад в библиотеку по причине смерти человека, который брал книгу. Какими документами оформлять списание такой литературы?

    ОтветитьУдалить
  88. Здравствуйте! у нас пострадал библиотечный фонд после пожара. книги негде было сушить зимой,. скажите, можно ли списать фонд полностью, а потом более менее приличные не слишком испорченные экземпляры книг записать в новые инвентарные книги?

    ОтветитьУдалить
  89. Здравствуйте, Нина Ивановна. В связи с внесением изменений в п.5.7 вопрос: в каком виде оформляется "документ, подтверждающий решение библиотеки о передаче списанных объектов ... в обменный фонд, ... о реализации списанных объектов ..., о передаче на безвозмездной основе списанных объектов...".
    С уважением, зав. ОКиО Вавилова, Алтайский край

    ОтветитьУдалить
  90. Здравствуйте,озадачена вопросом - а проходит ли проверку отдел книгохранения?

    ОтветитьУдалить

Оставьте комментарий